Основанное в 1904 г. при Русском музыкальном обществе замечательным музыкантом Рудольфом Августовичем Гуммертом (1861-1921), Казанское музыкальное училище оно имело целью распространение профессионального музыкального образования вглубь России — дело, продолжившее великое начинание братьев Антона и Николая Рубинштейнов, зажегших два очага культуры — Санкт-Петербургскую и Московскую консерватории. Училище Гуммерта наследовало высокие художественные и нравственные принципы служения музыке великих артистов. В комплексном воспитании музыканта-профессионала обучению игре на фортепиано отводилось главное место. Фортепианный отдел был самым многочисленным.

Первыми преподавателями фортепиано в училище были выпускники Санкт-Петербургской  консерватории: К.А.Корбут, О.О.Родзевич, Е.Е.Янишевская, О.В.Ильина, М.А.Пятницкая. Имена их известны, менее известны факты их творческих биографий, между тем они значительны и интересны.

Осип Осипович Родзевич (1861 – 1938) окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу Веры Тимановой, ученицы Ф.Листа. С 1893 г. началась его работа в Казани. Блестящий виртуоз, Родзевич, по свидетельству современников запомнился благородством облика, корректностью манер, Его игра на фортепиано отличалась масштабом, оркестральностью красок. В Казани Родзевич много выступал в концертах Казанского отделения РМО в качестве солиста и в камерном ансамбле. В хронике музыкальной жизни сохранились программы выступлений Родзевича. В его репертуаре: 1-ый концерт Листа , 12-ая рапсодия Листа, произведения Шопена, Грига и др. Родзевич — автор методических пособий и программ для музыкальных училищ.

Ксаверий Александрович Корбут (1869-1937) — пианист, органист, теоретик, закончил Санкт-Петербургскую консерваторию по трем специальностям, получив звание свободного художника, принял приглашение в Казань. В течение 10 лет совершенствовался в Берлине, где познакомился с новыми в то время течениями анатомо-физиологической школы фортепианной игры Брейтгаупта и Тетцеля. Является переводчиком с немецкого пятитомного труда Брейтгаупта. Корбут часто выступал в лютеранской церкви и в зале Казанского музыкального училища с органными концертами (мало кто знает, что здесь находился орган ). В училище Корбут вел методику обучения игре на фортепиано и класс импровизации. Корбут был одним из самых известных фортепианных педагогов Казани, занимался с огромным количеством учеников. В 1937 г. К.А.Корбут был репрессирован.

Дореволюционная Казань отличалась высоким уровнем концертной жизни. В Казани выступали такие звезды мирового пианизма как С.Барер, И.Левин, С.Танеев, И.Гофман и др. 17 декабря 1910 г. состоялся вошедший в историю концерт С.В.Рахманинова с певицей Верой Пушечниковой, где были исполнены автором романсы, соната № 1, пьесы ор.3, прелюдии. Благодаря поддержке Рахманинова Казанское музыкальное училище получило из Петербурга денежную субсидию.

Мария Александровна Пятницкая (1885-1953) работала в Казанском музыкальном училище самое длительное время (с 1907 по 1953 гг.). После окончания Санкт-Петербургской консерватории (класс Есиповой и Юргенсона) брала уроки в Вене у В.Тимановой, за успешные выступления в Вене Пятницкая была награждена именным роялем. В Казани Пятницкая много играла, демонстрируя блестящую технику и, вместе с тем, лиризм и особое мягкое туше. Но вскоре она всецело посвятила себя педагогике, найдя здесь истинное призвание. Учениками Пятницкой были О.Бренинг, Б.Землянский, Н.Николаев, Ст.Григорьев, М.Гумеров. и др.

Вера Николаевна Фрейман (1898-1969) после окончания Санкт-Петербургской консерватории по классу ученицы Есиповой Розановой, была длительное время концертмейстером Мариинского театра. В Казань попала в лихое время 20-х годов. В училище работала с 1924 г.

Нельзя не упомянуть в этом очерке про пианистов замечательного дирижера Александра Александровича Литвинова, виолончелиста Рувима Львовича Полякова, которые в труднейшее время выстояли сами и помогли множеству людей выжить. Они сумели не только сохранить музыкальное училище, но и почувствовать «свежий ветер» перемен. Это они вместе с фортепианными педагогами пестовали группу талантливых татарских юношей, в числе которых были А.Ключарев, Н.Жиганов, Ф.Яруллин, позднее Р.Яхин.

В 1932 г. в Казани открываются три детские музыкальные школы, где обучение игре на фортепиано всегда стояло на первом месте. Музыкальные школы стали источником пополнения кадров для училища, в свою очередь, выпускники училища: Н.А.Шевалина, Е.В.Болдырева, З.А.Гладышева, А.В.Чернышева, Е.Р.Касриэльс, М.Н.Крупенникова, Т.Юшкова и др. становились прекрасными преподавателями музыкальных школ. В послереволюционное время в провинции шла невидимая на первый взгляд, но как видно в исторической перспективе, важнейшая работа создания национального профессионального музыкального образования. Обладая огромным количеством учеников, требовавших к себе внимания, эти педагоги, в полной мере являлись подвижниками, тратя на них всю свою жизнь без остатка.

Анна Николаевна Раниец (1892-1966) работала на фортепианном отделе с 1936 г. Ученица С.Ляпунова по Петроградской консерватории, Раниец, будучи прекрасной пианисткой, несла черты виртуозно-концертного стиля балакиревской школы. До Казани А.Н.Раниец работала в музыкальных техникумах Царицына, Винницы, Киева, Самары. Ее плодотворная деятельность как педагога по фортепиано и камерному ансамблю продолжалась в Казани в музыкальном училище, а затем и в консерватории. Учениками А.Раниец являются Н.Казачкова, М.Сухаренко и др.

Первые питомцы музыкального училища советского времени уезжают для продолжения образования в столичные консерватории: А.Ключарев, Н.Жиганов, Ф.Яруллин, Ю.Виноградов, Н.Болдырев, Б.Землянский, Ст.Григорьев, Н.Николаева и др.

В военные годы, когда Казань приняла огромное количество эвакуированных заводов, академических институтов, в здании музыкального училища разместился Институт полярных исследований акад.О.Ю.Шмидта. На время все училище переехало в старое деревянное здание ДМШ № 1 на ул.Горького, где директором был Р.Л.Поляков, благодаря инициативе которого  училище не было закрыто. Рояли в то время служили не только по назначению, ночью на них и под ними спали эвакуированные. В Казани был наплыв научной и художественная интеллигенции. Из пианистов здесь были: семья Гнесиных, И.С.Миклашевская, Е.Бекман-Щербина, М.Д.Берлин-Печникова, Л.Е.Гаккель и др. В военную зиму (1941-42 гг.) казанцы могли прослушать антологию фортепианной музыки в исполнении московской пианистки Елены Бекман-Щербины, которая играла при свете коптилки в перчатках с отрезанными пальцами. Вела концерты В.Д.Конен. В том же здании ДМШ № 1 состоялся зимой 1943 г. памятный концерт, где была исполнена на фортепиано в 4 руки только что написанная в блокадном Ленинграде 7-ая симфония Шостаковича. Исполнили ее студенты консерваторской группы, ученики М.А.Пятницкой, будущие профессора Московской консерватории Степан Григорьев и Надежда Николаева. Симфония была исполнена еще раз (И.С.Миклашевская -Е.А.Бекман-Щербина). Партию малого барабана исполнил будущий директор музыкального училища Марс Гумеров. В войну был организационно решен вопрос об открытии в Казани консерватории (1945 г.).

В числе студентов первых лет консерватории были: Ольга и Арнольд Бренинги, Ксения Виноградова, Муфида Губайдуллина , Ницерра Осокина, Ираида Гаврилова, Римма Александрова, Фрида Радунская , Ида и Сания (Софья ) Губайдуллины, Борис Евлампиев, Игорь Гусельников, Назнина Сабитовская, Маргарита Казанская, музыковеды Ольга Егорова, Галина Касаткина и др.

В Казани появляются новые яркие пианисты-педагоги: А.С.Леман, Г.М.Коган, Г.И.Лукомский, В.Г.Апресов, позднее И.С.Дубинина, Н.А.Фомина, Э.А.Монасзон, Б.Е.Евлампиев, Н.Б.Рецкер. И после открытия консерватории музыкальное училище притягивает к себе крупных музыкантов. Большинство консерваторских педагогов-пианистов работали в музыкальном училище, осуществляя преемственность в музыкальном образовании, закладывая фундамент Казанской пианистической школы. Фактически, все действующие ныне и уже ушедшие казанские пианисты — выпускники Казанского музыкального училища послевоенного времени находились под обаянием этих выдающихся педагогов.

В 1948г. директор КМУ, дирижер Ильяс Вакасович Аухадеев создает симфонический оркестр из учащихся и преподавателей училища. С этого времени концерты симфонического оркестра становятся неотъемлемой частью концертной жизни Казани.  Практикуется игра студентов училища с оркестром: Римма Александрова, Назнина  Сабитовская, Эльза Ахметова, Марина Арбузова, Людмила Фирсова, Маргарита Казанская и др.  выступали с оркестром не только в Казани, но и на Декаде в Москве и в районах республики. С оркестром выступают проф.Генрих Лукомский (4-ый концерт Бетховена), Ольга Бренинг (1-ый концерт Чайковского), Ирина Дубинина (1-ый концерт Шопена) Людмила Диденко (1-ый концерт Листа), Эммануил Монасзон (2-ой концерт Листа) и др.

В 50-60-е годы на фортепианном отделении работают Минна Давыдовна Берлин-Печникова, Циля Григорьевна Вестерман, Алевтина Евгеньевна Миркина, Нина Моисеевна Аксянцева, Маргарита Алексеевна Казанская, Эльза Борисовна Литвинова. Целая плеяда молодых талантливых выпускников Казанской консерватории вливается следом: Эра Абдулхаковна Сайфуллина, Вера Анатольевна Сизова, Резеда Газизовна Сабитовская , Раиса Залмановна Малкина, Нелли Михайловна Соколова.

В 1961 г. открывается ССМШ при Казанской консерватории, где на фортепианном отделении среди преподавателй исключительно питомцы училища: Марина Борисовна Арбузова, Нора Семеновна Казачкова, Марина Васильевна Сухаренко, Кира Александровна Шашкина.

Самые яркие выпускники училища стали крупными музыкальными деятелями, определяющими культурный облик современного Татарстана. Среди них: Эльза Ахметова, Эльфия Бурнашева, Флора Хасанова, Ольга Бренинг, Екатерина Соколова, Людмила Ахмедова, Юзефина Сокольская, Алевтина Миркина, Маргарита Коварская, Фаина Старателева, Семен Гурарий, Разия Еникеева, Талгат Ахметов и многие другие. Каждая из названных фамилий — это биография творческой личности  с собственным почерком , большим перечнем талантливых учеников,  целый мир звуков., к сожалению,   не запечатленных на видео и аудио, но оставшихся в сердцах и памяти слушателей-современников.

Целая армия прекрасно обученных пианистов, прошедших учебу на фортепианном отделении КМУ, вливается в поток музыкальной жизни Татарстана накануне XXI века. Большой вклад внесли и ныне действующие педагоги фортепианного отделения: М.А.Казанская, Э.А.Сайфуллина, Н.М.Соколова, Р.Г.Сабитовская, Р.З.Малкина. Их ученики работают в многочисленных учебных заведениях Казани и республики, стали лауреатами международных и республиканских конкурсов, а, главное,  получили прививку честного отношения к делу, любви к музыке и детям. Молодые педагоги получают серьезную школу педагогического мастерства в фортепианных классах училища - это доценты КГК лауреат Всесоюзного конкурса Сергей Работкин и Гузель Абдуллина, лауреат Всероссийского конкурса Людмила Леонтьева, кандидат наук С.Л.Федосеева, педагоги училища А.А.Хаматдинова, И.В.Порфирьева.

Мы гордимся, что директором КМУ долгое время были пианисты Марс Гилялович Гумеров, Резеда Газизовна Сабитовская. Во главе фортепианного отдела — Денис Борисович Маршанский, чья горячая заинтересованность делом, педагогический дар, которым он щедро делится, делают его уважаемым и желанным в любом собрании музыкантов.

Четыре года, которые проводит учащийся на фортепианном отделении училища, преображают его и внутренне и внешне. Из беспомощного ребенка с вялыми пальцами на свет появляется творческая личность, подготовленная к самостоятельной деятельности, Как это происходит? Секрет скрыт за тяжелыми дверями с памятными досками: «Класс им.М.А.Пятницкой», «Класс им. Р.Л. Полякова», «Класс им А.Н.Раниец». Впрочем, звуки рояля вырываются наружу из окон зала, где идут репетиции, ливнем прорезают обычный городской шум, их приветствуют птицы. Фортепианный отдел работает!

Ирина Васьяновна Порфирьева,
преподаватель отделения специального фортепиано Казанского музыкального училища
Печатается по материалам журнала «Казань», 2004 г. №5

«Из истории фортепианного отделения»

Рассказывает преподаватель отделения
Сайфуллина Эра Абдулхаковна

фрагмент документального фильма
«Музыка в потоке времени»
(ГТРК «Татарстан», 2004 г.)

вернуться