Из истории отделения Сольного народного пения

 

Значимым событием последних десятилетий стало открытие в Казанском музыкальном училище  в 1990 году татарского отделения  для подготовки профессиональных национальных музыкальных  кадров. Осуществилась давняя мечта: татарская молодежь, в основном сельская, теперь могла проходить обучение  на родном языке.

Директор КМУ Р.Г.Сабитовская пошла на достаточно смелый эксперимент, пригласив на работу  мастеров вокальной сцены, не имеющих педагогического опыта. Сейчас  на отделении работают преподаватели-практики, среди которых народные артисты РТ В.Гараева, Р.Таишева, М.Имашев, Э.Хабибуллина, А.Туишева, К.Хайрутдинова, а также Р.Хабибуллин, А.Нуруллина, Р.Шакирова. Это высокопрофессиональные специалисты, тонкие музыканты и талантливые педагоги. 

Шаг за шагом,    от простого к сложному  перед  каждым учеником они раскрывают глубину, богатство и очарование народных песен.  Путеводными  являются слова Г.Тукая: «Народные песни – это самое дорогое, самое ценное, что мы унаследовали от наших предков… Они для нас дороже всех бриллиантов и яхонтов. Народные песни – это вечно живое, чистое и прозрачное зеркало души народа. И зеркало это особое – волшебное. Попробуйте вслушаться в любую из песен народа, и вы, вне всякого сомнения, узнаете и его настроение, и его думы, чаяния».

Деятельность руководителя татарского вокального ансамбля  В.Х.Гараевой  продолжает традиции, заложенные еще в далекие 20-е годы. Именно тогда С.Габаши организовал  первый татарский хор учащихся музыкального училища. Композитор, фольклорист, теоретик, педагог  много сделал для развития татарской музыкальной культуры: выступал в печати с просветительскими статьями, сочинял музыку, преподавал, переводил на татарский язык учебники по музыке, выезжал в фольклорные экспедиции. Самое знаменитое сочинение С.Габаши «Кукушка» в хоровой обработке А.Ключарева  - в репертуаре этого коллектива.

Исполнительское искусство ставит перед всеми певцами единые задачи -  быть культурными,   образованными артистами, способными исполнять произведения в различных жанрах и стилях. Целью педагогов-вокалистов в работе с татарскими певцами является профессионализация народной культуры. Именно такую задачу еще в 30-е годы  поставили перед собой  ведущие преподаватели класса вокала музыкального училища и, позже,  консерватории Е.Г.Ковелькова, К.Е.Цветов, З.Г.Байрашева. В. Воронов в статье «Из опыта работы с татарскими певцами» пишет: «В период становления татарской вокальной культуры возникла проблема, имевшая принципиальное значение: сохранять ли специфичность татарской национальной манеры пения («из-под усов») или ориентироваться на универсальную подготовку певцов, способных вести широкую оперно-концертную деятельность?»  В то время были люди, считающие, что всякого рода  влияние русской культуры (снятие звука «с горла») нарушает  так называемый татарский «мон». Но возникает закономерный вопрос, сумеет ли при этом татарская вокальная культура выйти за пределы народного музицирования. Будет ли это способствовать освоению татарским народом классических форм оперной и камерной вокальной музыки и сможет ли при таком положении татарское искусство преодолеть национальную замкнутость. Характерно, что с такой же проблемой сталкивались и другие народы (грузинский, узбекский, якутский), где национальная манера пения сильно отличается от академической.

В 1934 году в Казанский музыкальный техникум прибыла комиссия из Ленинграда, направленная Комитетом по делам искусств при Совнаркоме СССР, с целью изучения вопроса о правильности подготовки национальных певцов педагогами вокального отделения. В результате метод Е.Г.Ковельковой был признан «порочным». Она  в своей педагогической практике добивалась полного или почти полного снятия звука с горла, преодоления гортанного звучания, свойственного татарским певцам. Именно это вызвало возражения комиссии, считавшей гортанность голоса   естественной необходимостью для татарских певцов. Несмотря на выводы этой комиссии, Е.Г.Ковелькова продолжала свою работу и ее усилия давали положительные результаты.

Спустя некоторое время, Казанский музыкальный техникум инспектировался комиссией Московской государственной консерватории. Прослушав класс  Е.Г.Ковельковой, комиссия признала ее методику преподавания правильной. Таким образом, все свидетельствовало об эффективности  применения методики преподавания, выработанной русской вокальной школой, при обучении национальных певцов.

 По мере того, как студент овладевает техникой, основное внимание переносится с вокально-технической на художественно-исполнительскую сторону. Педагогам по специальности приходится заниматься не только пением, но и развитием общей культуры своего ученика, направляя и развивая художественный вкус, кругозор, интеллект. В классах таких Учителей выросли артисты, составившие славу татарского певческого искусства. Они  с равным успехом исполняли  и классический, и национальный репертуар. Это народные артисты М.Булатова, Ф.Насретдинов, М.Рахманкулова, З.Хисматуллина, В.Шарипова, Х.Бигичев.

И.В.Аухадеев, в годы руководства  музыкальным училищем, нашел свой подход к проблеме обучения народных певцов, подарив татарской культуре такие уникальные дарования как И.Шакиров, А.Афзалова, В.Гиззатуллина, Р,Ильясов.

В последние  годы установилась  хорошая традиция участия студентов нашего колледжа  в работе Оперной студии Казанской консерватории. Вокальный ансамбль  отделения сольного татарского пения  участвовал в постановках оперы Жиганова «Алтынчач», музыкальной  драмы Сайдашева «Милая Хафиза», музыкальной комедии Файзи «Башмачки».

Участие в «Башмачках» было важно и с учебно-методической точки зрения. Пение в хоре – это большая наука, искусство для каждого музыканта. Для татарского исполнителя это актуально вдвойне: музыкальная культура татарского народа монодийна. Тем самым, обучение татарских детей хоровому пению становится делом особой сложности. За четыре года учебы в колледже у ребят развивается гармонический слух, чувство ансамблевости. 

Сценическая раскрепощенность, артистическое обаяние вырабатываются на  предметах «Мастерство актера», «Сценическая  подготовка»,  «Культура речи». Под руководством замечательного педагога Наиля Саматовича  Сафиуллина проводились  музыкально-поэтические  вечера, на которых звучала поэзия видных татарских литераторов Рената Хариса, Равиля Файзуллина, Разиля Валеева.  В  классе «Культуры речи» под руководством И.Абдуллина  была инсценирована книга  А. Еники «Гуляндам», рассказывающая о первой любви молодого Салиха Сайдашева. 

Актерское мастерство преподает актриса Татарского государственного театра им. Г.Камала, заслуженная артистка РТ  Флюра Харисовна Мухтарова (Хамитова). В ее биографии есть одна встреча, повлиявшая  на всю дальнейшую жизнь. Еще в школе, участвуя в самодеятельности, она познакомилась с С.Сайдашевым. Услышав  выразительный голос миловидной девушки, он сказал ей: «Ты обязательно должна стать артисткой  и петь  партию Майсары в драме «Голубая шаль». Эти слова стали напутствием в творческую жизнь. «Когда в  1956 году нашем городе появились афиши о наборе в Московское театральное училище им. Щепкина, я решила попытать счастья. Меня приняли! А потом были двадцать четыре года работы в театре и популярность», вспоминает Флюра Харисовна. Яркая сценическая внешность,  хорошие вокальные данные позволили ей исполнить ведущие женские роли, связанные с пением: Сарвар – «Погасшие звезды», Хамдия – «Ак калфак», Майсара – «Голубая шаль». Уже много лет Флюра Харисовна  преподает сценическую речь в Казанском университете культуры и искусства, а в 2009 году ее пригласили на работу в наш колледж. Со студентами сольного народного (татарского) пения были поставлены сцены из комедий «Смелые девушки» Т.Гиззата,  «Первый театр»  Г. Камала, драмы «Голубая шаль» К.Тинчурина - С.Сайдашева.

Специальность «Сольное народное пение» в новых образовательных  стандартах выделена отдельно. В содержательном отношении первый и второй модули сходны с требованиями по специальности «академическое сольное пение». Принципиальные изменения касаются третьего модуля. Вводятся такие дисциплины, как дирижирование, чтение хоровых и ансамблевых партитур, областные певческие стили, расшифровка и аранжировка народной песни, организация управленческой и творческой деятельности, изучение и освоение инструментов народного оркестра.

За прошедшие два  десятилетия  училище (сейчас колледж) окончили  представители практически всех районов Татарстана, а также Башкортостана, Кировской, Пермской, Ульяновской, Тюменской, Мурманской областей России. Большая часть нынешнего состава Государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан состоит из воспитанников отделения  сольного народного пения. В татарской эстраде работают Виль Усманов, Гульнара Тимерзянова, Венера Шаймиева, Ильмира Нагимова, Айрат Ильясов, Ильназ Багавеев, в Татарском молодежном театре им. Г.Кариева – Алсу Шамсутдинова.

 

Материал подготовлен Г.Н.Мухтаровой и Р.М.Бикчантаевой