Соло одержимого скрипача

Анатолий Моисеевич Лукацкий был приглашён при открытии Казанской консерватории на должность и.о. профессора по классу скрипки. Прибыл он из Москвы с женой и дочерью, поступившей в КМУ на вокальное отделение. Это был 50-летний мужчина: среднего роста, сухощавый, с красивыми вьющимися с большой проседью черными волосами и характерными резковатыми чертами лица.

Как выяснилось, он был учеником Ауэра и в то же время представителем немецкой скрипичной школы. Вторая его профессия была — инженер. Приехав в Казань он развернул активную концертную деятельность: выступал соло и в разных ансамблях.

Сразу сформировалось трио в составе: А.Н.Раниец, А.М.Лукацкий и А.В.Броун. С оркестром он исполнил концерт Ф.Мендельсона. Игра его отличалась жёсткостью и в то же время громадным темпераментом. В консерватории у него сформировался хороший класс, хотя вся мужская его половина состояла из участников войны. Лучшие его ученики были: В.Мазель, И.Брин, С.Басовский и Ф.Бурдо. Я помню его прекрасный классный вечер, где все перечисленные с успехом выступили, а в заключении ансамбль скрипачей сыграл концерт А.Вивальди.

Держался Лукацкий с большим достоинством, даже несколько заносчиво, мог позволить себе резкость. Но соответственно профессорской должности блистал знаниями. По природе это был лидер.

Насколько помню, в консерватории он некоторое время был замом ректора (если не ошибаюсь), а затем его назначили директором КМУ. Здесь он проявил громадную активность. Тщательно готовил училищные концерты, которые прослушивались специальной комиссией.

Взял в свои руки оркестр. Организовал фортепианный квинтет, где играл 1-ю скрипку, а остальные голоса студенты консерватории (ф-но А.Н.Раниец).

Нужно отметить, что в училище он много занимался музыкальной стороной дела, но недостаточно административной. В училище он в своем кабинете оставался до глубокой ночи и очень много занимался там на скрипке, занимался с громадной любовью, с азартом.

Но известная однобокость и вспыльчивость сыграли свою роль. В Казань приехал работать новый скрипач Н.В.Брауде — ученик А.И.Ямпольского, который зарекомендовал себя чем-то вроде скрипичного мессии. И вскоре в его класс перешли все лучшие ученики А.М.Лукацкого, у которого осталось всего два ученика: одна студентка в консерватории и один ученик, В.Яковлев, в училище.

В поведении Лукацкий претерпел значительную эволюцию. Он стал держаться проще, стал доступнее. Продолжал упорно заниматься на скрипке и как исполнитель сделал большие успехи. На своих последних выступлениях он буквально зажигал публику. Очень большое впечатление оставил сонатный вечер, на котором он совместно с А.Н.Раниец исполнил все три сонаты Э.Грига.

Был как то и смешной случай. Лукацкий дирижировал училищным оркестром. Исполнялась какая-то классическая симфония. Первый валторнист прозевал своё соло и не вступил. Лукацкий не растерялся и, дирижируя, подражая валторне, пропел нужное соло вместо растерявшегося валторниста. Так или иначе, но увлечение концертной деятельностью и не умение сочетать ее с административной работой сделали свое дело: ему было предложено уйти с поста директора.

Оставшись без учеников и снятый с должности директора, Лукацкий вынужден был уехать из Казани. Как музыкант он завоевал популярность, и общественность провожала его с почётом. В Москве по слухам он подходящей работы не нашел и подал заявление о переезде в Израиль. Как говорят, ему было отказано, но этим заявлением он зарекомендовал себя как антипатриот.

О дальнейшей судьбе Лукацкого мне рассказал мой бывший товарищ по учёбе в музыкальном училище — пианист, а в последствии инженер-конструктор Илья Львович Каганович, ныне проживающий в Германии. Однажды в общественном месте, в магазине или на почте (не помню), с ним разговорился бедно одетый пожилой еврей. Это был Лукацкий. Узнав, что Каганович пианист, имеющий музыкальное образование, Лукацкий предложил ему встречаться и музицировать. Они подружились и сыграли несколько сонат, в этом числе 5-ю («Весеннюю») Бетховена.

Здоровье Лукацкого было подорвано. Он часто болел, но оставался таким же энтузиастом — скрипачом. Каганович часто навещал его и потом проводил в последний путь.

Такова печальная судьба этого неуравновешенного, но интересного человека.

Рудольф Арнольдович Бренинг, Заслуженный работник Республики Татарстан, преподаватель Казанского музыкального училища им И.В.Аухадеева в 1958-2003 годах.

Печатается по материалам журнала «Казань», 2004, №5