Неповторимый
Я расскажу о моем брате композиторе Арнольде Арнольдовиче Бренинге, профессоре Саратовской консерватории, заслуженном деятеле искусств России.
Пишу о нём, так как кроме меня, я вижу, писать некому, а необходимо.
Жизнь его протекала тяжело: сын «врага народа», оклеветанного и, конечно, реабилитированного; отбыл во время войны сталинские трудармейские лагеря под Ульяновском; по пояс в воде валил лес на Урале; работал слесарем-инстру менталыциком на уральском бумажном комбинате города Красновишерска. Вот вехи его жизненных «университетов» до поступления в консерваторию.
Но постараюсь осветить всё кратко и по порядку.
Арнольд Арнольдович отлично учился в средней школе №11 Казани. На «отлично» окончил Детскую музыкальную школу №1. Отлично учился в Казанском музыкальном училище, которое с отличием окончил по специальности «фортепиано» и музыкально-теоретическим предметам. Композиторским творчеством начал заниматься с семнадцати лет.
Параллельно занимался литературным творчеством — писал рассказа, стихи (впоследствии романсы на свои тексты). Прекрасно рисовал. Пытался уже в юные годы философски обосновать жизнь на земле. Изучал астрономию. Обожал природу.
За период до мобилизации сочинил для фортепиано два концерта, три сонаты, три баллады, фантазии, ряд других произведений, в частности Увертюру в четыре руки. Написал несколько романсов для голоса с фортепиано.
Далее была война. Мобилизация в трудовую армию. Погрузка шпал для строительства железной дороги. Незаживающая рана на плече. Совхоз «Сакко и Ванцетти» под Ульяновском — ночной сторож на нефтебазе. Сбор полузамерзшего урожая на полях. И полуголодное существование. За время своего пребывания в совхозе Арнольд Арнольдович написал три фортепианные сонаты, скрипичный концерт и две пьесы, пару романсов, фортепианные пьесы.
Конечно, в совхозе на нефтебазе никакого инструмента не было. Все писалось благодаря отлично развитому внутреннему слуху.
Рукописи, присланные в Казант, были все перепачканы маслом, мазутом, на одной даже сохранился отпечаток чьей-то галоши. И писал он свои произведения в каптерке и в кузнице на кузнечном горне.
Но однажды Арнольд Арнольдович с группой лагерников был переброшен на Уральский лесоповал. Здесь он на участке Геж валил деревья, будучи по пояс в воде. В этих условиях многие кончали самоубийством.
Счастливый случай помог ему перевестись в город Красновишерск. Там не было ни одного профессионального музыканта. И вот днём была работа слесарем-инструментальщиком на бумажном комбинате, а вечером в клубе — с художественной самодеятельностью. Здесь был хоть посредственный, но рояль.
В Красновишерске Арнольд Арнольдович написал для фортепиано две сонаты, фантазию «Урал», два концертных вальса, «Поэму любви», завершил цикл «Впечатления юности», ряд других пьес, несколько вокальных произведений, а также литературное произведение — повесть «Северная звезда».
Наша мама Ольга Фёдоровна Бренинг и преподаватель Казанского музыкального училища Даниил Ефимович Френкин хлопотали о необходимости дать Арнольду Арнольдовичу консерваторское образование. После блестящего отзыва Союза советских композиторов во главе с профессором Г.И.Литинским о его сочинениях (переслали из ссылки) Арнольд Арнольдович был переведён в Казань с правом поступления в консерваторию.
Консерваторию Арнольд Арнольдович блестяще окончил по двум факультетам — фортепиано и теоретико-композиторскому, получив в один год два диплома с отличием. В консерваторские годы были написаны две симфонии, фортепианный концерт и много пьес малой формы, два скрипичных концерта, два струнных квартета, много вокальных произведений, пьесы для духовых инструментов.
После получения дипломов — заведование теоретическим отделом Казанского музыкального училища, работа в консерватории и на музыкальном факультете педагогического института, много талантливых учеников. И постоянное творчество.
Арнольд Арнольдович уже член Союза советских композиторов.
Затем — переезд в Саратов и успешная работа в Саратовской консерватории старшим преподавателем, потом доцентом и наконец профессором. Звание — заслуженный деятель искусств России.
За двадцать три года работы Арнольд Арнольдович воспитал многих талантливых композиторов и теоретиков, он стал сильнейшим в СНГ полифонистом.
За казанский и саратовский периоды работы он написал огромное количество произведений. Из них нужно отметить девять симфоний, симфонические поэмы, в том числе «Аэлита», «Кондор», «На Курской дуге», «Земля отцов», «На полигоне смерти», «Вальс», концерты для всех струнных и многих духовых инструментов, четыре скрипичных сонаты, две альтовые и две виолончельные сонаты, циклы фортепианных пьес, среди которых «Уральские эскизы», «Балтийские эскизы», двадцать четыре прелюдии и фуги, «Трагическая соната», пьесы для всех духовых инструментов, четыре струнных квартета, многие вокальные и хоровые произведения, оперу «Крылатый человек». Полный список его произведений может занять много страниц.
Исполнение произведений Арнольда Арнольдовича публика всегда встречала восторженно. А исполнение его 9-й симфонии, посещённой гибели и возрождению Калининградского (Кёнигсбергского) собора, слушатели приветствовали стоя, причём так было и в Саратове, и в Ганновере в Германии.
Умер Арнольд Арнольдович в семьдесят восемь лет от тяжёлого заболевания. Пребывание в сталинских лагерях не могло не сказаться на его здоровье, и болезни, приобретённые ещё там, свели его в могилу в полном расцвете творчества. Концерт для контрабаса с оркестром и двадцать четыре прелюдии и фуги для фортепиано — его последние произведения.
Арнольд Арнольдович вошёл в список выдающихся людей века, составленный в США.
Бренинг Рудольф
Арнольдович,
заслуженный работник культуры Республики Татарстан,
преподаватель
Казанского музыкального училища им. И.В.Аухадеева в 1958—2003 годах.
Печатается по материалам журнала «Казань», 2004, № 5.