«Непрестанный труд души»
Старейший преподаватель нашего училища
Рудольф Арнольдович Бренинг — мои дядя по линии отца, но главное, он мой
замечательный коллега и во многом учитель. Рудольф Арнольдович проработал в
училище сорок пять лет, он — заслуженный работник культуры Республики
Татарстан, композитор, дирижер, автор учебников по методике игры на скрипке и
альте, а также учебника по истории струнно-смычкового искусства.
Теперь Рудольф Арнольдович на заслуженном отдыхе, но его участие в деятельности училища продолжается. Он пишет статьи об истории училища, его деятелях, которых он за почти полувековое пребывание в его стенах сначала студентом, потом преподавателем знал и помнит очень многих.
Мне посчастливилось проработать ним бок о бок двадцать четыре года, вплоть до его болезни и ухода на пенсию. И хотя Рудольф Арнольдович мой родной дядя, наши отношения по-настоящему начались, когда меня пригласила работать концертмейстером в его класс скрипки и альта наша завуч Дина Никифоровна Соловьева — прекрасный организатор учебной работы, удивительный дипломат, хороший воспитатель для людей любого возраста и просто замечательный человек! Она знала, что я по разным причинам прежде чрезвычайно редко встречалась с Рудольфом Арнольдовичем. И на мое удивление по поводу работы у него концертмейстером сказала: «Вот увидишь, это будет очень хорошо». И я благодарна ей. Действительно, работа в его классе давала мне много.
Его опыт к тому времени составлял уже более двадцати лет. Его педагогическая система практически не давала сбоев: он добивался успеха с учениками любых способностей. Не единичны случаи, когда из «троечных» он строил, создавал «отличный» результат. И эти учащиеся в дальнейшем с успехом (подчеркиваю — с успехом!) продолжали учебу в консерватории, а дальше прекрасно работали и работают по своей специальности.
Многие его ученики (и давние, и недавние) поддерживают с ним связь, приходят за советом и консультациями. Он постоянно востребован.
Меня постоянно удивляла и привлекала его способность спокойно, терпеливо объяснять и добиваться нужного результата. Иногда, в силу моего темперамента, мне уже казалось, что бесполезно ждать чего-либо хорошего от ученика, но Рудольф Арнольдович продолжал скрупулезно работать. И это было не всегда легко выдерживать. Но, что удивительно, результат был всегда! положительный. Конечно, успехи были разными, так как и уровень способностей учащихся всегда очень разный. Но сама степень успешности была наивысшей для этого ученика.
Еще очень важное качество, которое всегда удивляло и привлекало меня — это культура общения с учеником (да и с коллегами, и просто людьми). Как бы ни сложились отношения с тем или иным человеком, Рудольф Арнольдович всегда корректен, выдержан и вежлив. Он уважает в человеке личность, никогда не давит на него. И люди чувствуют это, платят ему уважением и любовью. Он многим помогал и помогает сейчас. Поэтому многие люди стараются ответить ему добром, на какое только способны. За многие годы мне много раз довелось видеть и оценить тот результат, тот след, который Рудольф Арнольдович оставляет в людях через общение с ними. Они становятся лучше, добрее, больше начинают понимать в жизни.
Я думаю, что это большой и главный талант Рудольфа Арнольдовича.
Хотя он талантлив во многом. Он сочиняет музыку, прекрасно дирижирует оркестром, у него много прекрасных стихов и литературных произведений, очерков и воспоминаний о замечательных людях, философские статьи, есть несколько картин-этюдов...
Еще об одном таланте мне хотелось бы сказать особо. Он прекрасный исполнитель и ансамблист. Я люблю слушать его сольные выступления на скрипке и на фортепиано, а также за дирижерским пультом. Впечатление всегда остается глубоким, заставляет думать. Даже сейчас, когда он играет только на фортепиано и только одной правой рукой (в результате болезни) — впечатление большое и целостное.
Как ансамблиста я его узнала со всех сторон. Во-первых, я много лет проработала в отделе камерного ансамбля, которым он заведовал около тридцати пяти лет. Многие молодые тогда педагоги начинали в его отделе свой профессиональный путь. Сейчас это опытные профессионалы-музыканты: Р.Абязов, М.Зарипов, А.Илюхина, Т.Бренинг, А.Аврах, Н.Шарифуллина, А.Седакова, А.Булатова и другие. Рудольф Арнольдович «руководил» нашей работой очень корректно, ненавязчиво прививая навыки позитивного общения коллег, создавая доброжелательную творческую атмосферу. Многие отмечали, что «работать на камерном» очень интересно и приятно. И ученики любили этот предмет, а зачеты проходили всегда как праздники: ведь успехам и ученическим, и педагогическим радовались все! Эти традиции удается поддерживать до сих пор.
Во-вторых, большое удовольствие доставляет играть с Рудольфом Арнольдовичем в ансамбле. Мне посчастливилось неоднократно выступать с ним на концертах. Как правило, возникает вдохновение и радость совместного творчества. А в результате — благодарность слушателей. А также постоянно Рудольф Арнольдович показывал примеры исполнения того или иного произведения ученикам на своих уроках. Удивительное ощущение ансамбля с ним — строго, устойчиво и в то же время свободно, комфортно. Можно было хорошо сыграть, не зная или не видя нот, а иногда увидеть в нотах то, чего ни с кем не увидишь.
В-третьих, мне довелось наблюдать и слушать некоторые его замечательные работы с другими исполнителями: певцами, виолончелистами, в квартете. А однажды я была свидетельницей и участницей подготовки к концерту и самого авторского концерта А.А.Бренинга, моего отца, в зале нашего училища. Отец и дядя Рудольф играли одну из сложнейших скрипичных сонат А.Бренинга. Это было великолепно! И впечатление какого-то потрясения осталось у меня до сих пор.
В предъюбилейный год Рудольф Арнольдович и я готовили выступление из произведений Бренингов. Но за неделю до концерта в Детской музыкальной школе Рудольф Арнольдович заболел. Неожиданный инсульт отключил ему левую руку и частично ногу. Играть на скрипке он теперь (или, может быть, пока?!) не может. Но играет на фортепиано, пока только правой рукой. И уже сочинил целый ряд произведений для одной правой руки.
Я очень рада, что творческое горение не прекращается в нем ни на один день.
Думаю, что благодаря именно этому огню творчества вокруг него всегда его друзья, которые любят и ценят его.
О человеке всегда говорят по результатам его дел. Главный результат деятельности Рудольфа Арнольдовича, я думаю, в душах тех людей, с которыми он общался и общается. Каждый, кто знает его, может увидеть этот результат в своем сердце. Присмотритесь, прислушайтесь...
Бренинг Татьяна
Арнольдовна
преподаватель Казанского музыкального училища им. И.В. Аухадеева.
Печатается по материалам журнала «Казань», 2004 №5
26 июля 2010 года
ушел из жизни
старейший преподаватель нашего училища,
Заслуженный работник культуры Республики
Татарстан,
ветеран труда
Рудольф Арнольдович Бренинг
45 лет, с 1958 по 2003 год, его судьба была связана с нашим училищем. За эти годы он воспитал много замечательных учеников, был одним из любимейших педагогов. Вел специальности: скрипка, альт, камерный ансамбль, квартет, методику преподавания скрипки и альта, историю струнно-смычкового искусства, дирижировал струнным оркестром училища. Рудольф Арнольдович всегда вел активную концертную жизнь, ежегодно многократно выступая на училищной сцене и на различных концертных площадках, как скрипач, альтист, ансамблист, иногда как пианист, а так же, как дирижер организованного им струнного оркестра при Доме ученых.
Его богатый профессиональный опыт вылился в создание трех учебных пособий: «Методика преподавания на скрипке и альте», «История струнно-смычкового искусства», «Свобода игрового аппарата скрипача», которые пользуются популярностью среди специалистов.
Насыщенную и плодотворную педагогическую и концертную деятельность Рудольфа Арнольдовича прервала внезапная тяжелая болезнь. После перенесенного инсульта была парализована левая половина тела, в результате чего была прекращена педагогическая и исполнительская деятельность. Однако это не сломило его творческого духа. Он практически до самой кончины играл на фортепиано одной правой рукой, сочинил более 60 фортепианных пьес для правой руки, которые исполнял для своих родных, друзей и знакомых, которые бывали у него дома.
14 марта 2010
года в день 76-летия (последний день рождения).
Играет молодежи свои
произведения и читает написанные к ним эпиграфы
Всю свою жизнь, хотя это было мало кому известно, Рудольф Арнольдович занимался не только композицией, но и литературным творчеством. Есть у него рассказы, повести, поэмы, стихи…
Последние годы эта сторона деятельности стала даже более значимой для него. Ко всем пьесам он создавал стихотворное содержание – программу. Так же, он постоянно писал воспоминания о своих учителях, друзьях, просто о людях, с которыми его сводила судьба, в результате чего в 2009 году увидела свет его книга-воспоминание «История моей семьи», готовились материалы для ее переиздания.
В годы болезни, будучи на пенсии, он продолжал ежедневно трудиться, занимаясь музыкальным и литературным творчеством, не давая себе поблажки, выполняя составленное для себя расписание, представляя собой удивительный пример увлеченности, любви и преданности своему делу.
В памяти его близких, друзей, учеников и коллег он навсегда останется образцом высоких человеческих качеств: интеллигентности, порядочности, любви и преданности свому делу, доброжелательности к людям.
Бренинг Татьяна
Арнольдовна
преподаватель Казанского музыкального училища им. И.В. Аухадеева